Статья 16417

Название статьи

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИКАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ 

Авторы

Масленникова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра конструкторско-технологической информатики, Рузаевский институт машиностроения (филиал), Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, 93), maslennikova-lv@mail.ru
Окунев Денис Викторович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), okunev_d@mail.ru
Майкова Светлана Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), maikova_s@rambler.ru

Индекс УДК

378.4-057.87

DOI

10.21685/2072-3024-2017-4-16

Аннотация

Актуальность и цели. В настоящее время одним из приоритетных направлений высшего образования является усиление роли научной деятельности университетов, фундаментальных и прикладных исследований в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных кадров. Целью работы является идентификация факторов формирования научной компетентности студентов и особенностей эффективной интеграции образования и науки в исследовательских университетах.
Материалы и методы. В качестве методов структуризации категориального аппарата исследования был выбран ретроспективный контент-анализ, факторный анализ для идентификации факторов интеграции науки и образования в исследовательском университете.
Результаты. В исследовании проведена систематизация категориального аппарата, применяемого при изучении научной компетентности студентов. Определены условия эффективной интеграции науки и образования и идентифицированы факторы формирования уникальных научных, научно-практических компетенций обучающихся исследовательских университетов. Дана оценка результатам интеграции научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса в исследовательских университетах Российской Федерации.
Выводы. Теоретическая значимость заключается в разработке научно-обоснованного подхода к формированию научной компетентности на основе интеграции науки и образования. Практическая значимость исследования определяется универсальностью применения предложенных рекомендаций в рамках процесса обучения по различным направлениям подготовки в исследовательских университетах.

Ключевые слова

научная компетентность, профессиональная компетентность, исследовательский университет, интеграция образования и науки, формирование научной компетентности обучающихся

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Окунев, Д. В. Формирование научной компетентности у студентов национальных исследовательских университетов / Д. В. Окунев, С. Э. Майкова, Л. В. Масленникова // Интеграция образования. – 2015. – № 2 (79). – С. 31–38.
2. Майкова, С. Э. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности как основной фактор инновационного развития национального исследовательского университета / С. Э. Майкова, И. А. Головушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 4 (24). – С. 110–118.
3. Bader, R. Entwicklung Beruflicher Handlungs-Kompetenz in der Berufsschule / R. Bader. – Dortmund : Universität, 1990. – Р. 3.
4. Mertens, D. Schlüsselqualifikationen. Thesen zur Schulung für eine moderne Gesellschaft / D. Mertens. – Stuttgart ; Berlin ; Кeln : Verlag W. Kohlhammer, 1974.
5. Оскарссон, Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / Б. Оскарссон ; под ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. – М., 2001.
6. Schelten, A. Einfbhrung in die Berufspädagogik / A. Schelten. – Stuttgart, 1991. – Р. 141.
7. Shaw, S. Development of Core Skills Training in the Partner Countries. Subgroup D. Final Report / S. Shaw. – Turin, 1998. – 64p.
8. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 144 с.
9. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 6. – С. 2–10.
10. Петровская, Л. А. Общение – компетентность / Л. А. Петровская. – М. : Смысл, 2007. – 688 с.
11. Маркова, А. К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования / А. К. Маркова // Акмеология. – 2003. – № 3 (7). – С. 47–50.
12. Митина, Л. М. Психология профессионального развития личности: теоретикометодологические проблемы / Л. М. Митина // Российский научный журнал. – 2010. – № 14. – С. 57–63.
13. Анисимова, Н. П. Эффективность научно-исследовательской работы в педвузе: бакалавриат, магистратура, аспирантура / Н. П. Анисимова, В. А. Мазилов, О. В. Ракитина. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 131 с.
14. Брылина, И. В. Формирование ведущих исследовательских университетов мирового класса в России (на примере томских национальных исследовательских университетов) / И. В. Брылина, А. В. Кузьмина // Философия и гуманитарные
науки в информационном обществе. – 2014. – № 4 (6). – С. 49–58.
15. Салми, Дж. Создание университетов мирового класса / Дж. Салми = Salmi, J. The Challenge of Establishing World-Class Universities / J. Salmi. – Washington : World Bank, 2009. – Р. 382.
16. Натырова, Е. М. Формирование общенаучной компетентности студентов в процессе организации научно-исследовательской деятельности в вузе / Е. М. Натырова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2 (77). – С. 41–44.
17. Чечулина, Н. А. Компетентность студента при разработке гранта, научно-исследовательской и научно-практической работы / Н. А. Чечулина, А. С. Лихачев // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2014. – № 1 (15). – С. 131–140.
18. Скибицкий, Э. Г. Формирование компетентности начинающего исследователя / Э. Г. Скибицкий // Инновации в образовании. – 2007. – № 9. – С. 80–89.
19. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Джон Равен. – М. : Когито – Центр, 2002. – С. 396.
20. Байденко, В. И. Мониторинговое исследование болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее / В. И. Байденко // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 147–155.
21. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 8. – С. 20–26.
22. Новиков, А. М. От школы знаний к технологической школе / А. М. Новиков // Педагогический журнал Башкортостана. – 2006. – № 7 (7). – С. 5–17.
23. Краевский, В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 77–82.
24. Сериков, В. В. Модернизация образования: взгляд с позиции личностно-развивающей модели / В. В. Сериков // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 2. – С. 27–33.
25. Боликова, Л. Ю. О соотношении понятий «компетентность» – «компетенция» – «эрудиция» / Л. Ю. Боликова, А. Н. Жалдыбина, Н. Н. Таньков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. –
№ 2 (38). – С. 190–199.
26. Масленникова, Л. В. Взаимосвязь фундаментальности и профессиональной направленности в подготовке по физике студентов инженерных вузов : дис. … д-ра пед. наук / Масленникова Л. В. – Саранск, 2001. – 398 с.
27. Да Винчи, Л. Избранные естественнонаучные произведения / Л. да Винчи ; ред., пер., ст. и коммент. В. П. Зубова. – М. : Академия наук СССР, 1955. – 1028 с. 28. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педа-
гогика, 1983. – С. 123.
29. Леонтьев, А. Н. Инновационный потенциал студентов: формы реализации / А. Н. Леонтьев // Актуальные вопросы профессионального образования. – 2014. – Т. 11, № 14 (141). – С. 79–82.
30. Ананьев, Б. Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) / Б. Г. Ананьев // Человек и образование. – 2008. – № 1. – С. 45–53.
31. Масленникова, Л. В. Интеграция фундаментализма с профессиональной направленностью в системе высшего технического образования / Л. В. Масленникова, А. П. Фомин, Э. В. Майков // Интеграция образования. – 2000. – № 3. –
С. 68–71.
32. Deem, Rosemary. Transforming Higher Education in Whose Image? Exploring the Concept of the “World-Class” University in Europe and Asia / Rosemary Deem, Ka Ho Mok, Lisa Lucas // Higher Education Policy. – 2008. – March. – Vol. 21. – P. 83–97.
33. Жураковский, В. М. Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для российской высшей школы / В. М. Жураковский, А. Б. Воров // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 4 (20). – С. 18–27.
34. Gvozdetskaya, I. V. System analysis of marketing tools for commercialization of intellectual property items at a national research university / I. V. Gvozdetskaya, I. A. Golovushkin, S. E. Maykova, D. V. Okunev // Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – Т. 9, iss. 12. – Р. 100–109. – URL: http://www.indjst.org/index. php/indjst/article/download/89527/68132

 

Дата создания: 24.04.2018 11:11
Дата обновления: 24.04.2018 16:29